• Главная
  • Новости
  • Материалы
  • Список страниц

Day-Travel.ru

Путеводитель в мире путешествий
Путешествие - это таинственный мир, который каждый из нас хочет изучить целиком, забрать с собой яркие и теплые воспоминания, жить ими, а потом возвратится вновь…

Меню сайта

  • На главную
  • Путеводители
  • Советы путешественникам
  • Новости туризма
  • Туристические маршруты
  • Статьи о туризме и путешествиях
  • Студенческий туризм
  • Туризм, отдых, география
Религии

В Китае много верующих людей и функционируют различные религии: буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантство. Однако наиболее распространенными из них традиционно считаются “три религии”, или, как их называют в стране, “три учения” – конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуцианство.

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) принадлежит к числу выдающихся мыслителей древнего мира. Его учение изложено в трактате «Луньюй» («Рассуждения и беседы») и имеет этико-политический характер. В центре его внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюньцзы), благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Конфуций придавал очень большое значение этому высшему эталону человеческой добродетели. Благородный муж у Конфуция – образец поведения, человек, которому должны подражать все жители Поднебесной. Согласно этой концепции, каждый мог стать цзюньцзы, все

зависело от самого человека. Главой государства мог быть только благородный муж.

Конечной и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа. Однако при этом они были убеждены, что самому народу его интересы непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев – управителей он обойтись никак не может: “Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно объяснять, почему.”

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство – это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа специального порядка и

превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о сяо,

сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли. Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием…

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, а потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с небом и – от имени неба – с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора “сына неба” управляющего поднебесной от степи великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника – из центра Мира, Китая.

Перейти на страницу: 1 2 3

 
 
 
Самое популярное на сайте...
  • Город-государство Ватикан
  • Королевство Швеция
  • Путеводитель по Берлину
  • Карта ISIC
  • Work & Travel - отдых в США
Copyright © 2012 - All Rights Reserved - www.day-travel.ru