• Главная
  • Новости
  • Материалы
  • Список страниц

Day-Travel.ru

Путеводитель в мире путешествий
Путешествие - это таинственный мир, который каждый из нас хочет изучить целиком, забрать с собой яркие и теплые воспоминания, жить ими, а потом возвратится вновь…

Меню сайта

  • На главную
  • Путеводители
  • Советы путешественникам
  • Новости туризма
  • Туристические маршруты
  • Статьи о туризме и путешествиях
  • Студенческий туризм
  • Туризм, отдых, география
Pax Britannica (1846-1914).

Большинство историков датирует появление по-настоящему глобальной экономики сороковыми годами XIX в., когда железные дороги и пароходы снизили транспортные издержки настолько, что крупномасштабные поставки основной части товаров на дальние расстояния стали возможны и экономически оправданы. Первая глобальная интеграция выросла из промышленной революции, в результате которой была создана первая в истории фабрично-заводская индустрия. Превращение Англии в "мастерскую мира" привело к коренному изменению ее внешнеторговой политики. Индустриализация настолько укрепила английскую экономику, что система покровительственных пошлин потеряла значение. По уровню промышленного развития Англия значительно превосходила другие государства и не нуждалась в защите от их конкуренции. С ростом финансовых ресурсов потребность в таможенных тарифах отпала. Начиная с 1846г. Великобритания отказалась от политики протекционизма - началась эпоха "свободной торговли". По принципу ”взаимного

благоприятствования” в 60-х годах XIX века. Англия заключила двусторонние договоры с Францией, Бельгией, Италией, Австрией, Швецией, Таможенным союзом германских государств. Ко второй половине XIX в. была создана необходимая для глобальной экономики транспортная, информационная и финансовая инфраструктура. С 1838г. пароходное сообщение между Европой и Америкой стало регулярным. В 40-50-е годы началось строительство больших океанских пароходов. В 1869г. был открыт Суэцкий канал. Уже в 1866г. можно было отправить за рубеж телеграмму. С середины XIX в. и до начала первой мировой войны в сфере международных экономических отношений преобладал мировой порядок, основанный на валютно-финансовых соглашениях, базирующихся на так называемом "золотом стандарте". В середине прошлого века Великобритания экспортировала более 1/3 производимых ею продуктов.

На основе этих процессов бурно развивалась система международного разделения труда. Эта система повсеместно вторгалось в старый хозяйственный уклад, вытесняла и реформировала его. Во многих странах создавались новые отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей Земного шара. Эти отрасли вырабатывали продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. В этот процесс были вовлечены не только страны европейского континента, такие как Франция, Германия, Россия и др., но и страны всех других континентов. Интересно, что именно в это время вводится обязательная маркировка товаров, широко известная и в наше время : "Сделано в .".

В последней четверти XIX в. наряду с вывозом товаров большое значение приобрела новая форма международных экономических связей - вывоз капитала. Суть этого процесса состоит в том, что фирмы одних, в первую очередь наиболее развитых стран, вкладывают свои средства в строительство в других странах промышленных предприятий, дорог, каналов, средств связи и тд. Переливы капитала из страны в страну превратились в один из главных факторов развития мирового хозяйства. Британия ежегодно вкладывала до 40% своих сбережений в зарубежных странах. В последней трети XIX века национальный доход Англии вырос в три раза, а доходы от вложений за рубежом в 9 раз. Аналогичный процесс наблюдался во Франции. Вывоз капитала в значительной степени превышал экспорт товаров. Из-за большей прибыльности заграничных инвестиций и ценных бумаг, во Франции 1870-1914 годов темпы вывоза капитала значительно превышали темпы роста промышленного производства: если за этот период объём промышленного производства увеличился в 3 раза, то экспорт капитала в 6 раз. К началу Первой мировой войны объём вывезенного за рубеж капитала в 1,6 раз превышал общую сумму вложений в промышленность Франции.

С 90-х годов XIX века началась эпоха интенсивного прилива иностранного капитала в экономику России. Перед первой мировой войной около трети акционерного капитала в России принадлежало иностранцам. В российских коммерческих банках доля иностранного капитала составляла 30% - 40%. Благодаря деятельности международных фирм Россия стала частью системы международного разделения труда. "Зингер" производил в России швейные машины, равно как и в Канаде, Шотландии и Австрии, "Сименс" и "Эрикссон" - телефонные аппараты, работали металлические заводы Гужона и Бромлея и т.д. На французские деньги были построены Транссибирская железнодорожная магистраль, питерский, киевский, одесский трамваи и т.п.

Это время было эпохой бурного развития Соединенных Штатов Америки. США в значительной степени "строились" на иностранные деньги. Целые отрасли экономики США находились под контролем иностранного капитала: например, немцам принадлежала практически вся фармацевтическая промышленность.

Происходящие процессы привели к созданию крупных международных монополистических групп и объединений. Но в то же время эти же процессы приводили и к соперничеству различных монополистических союзов и стран, к конкурентной борьбе за сферы влияния, за рынки сбыта. Тем более важно было то, что существование системы широких связей между различными странами приводило к тому, что любой конфликт где-либо на планете неминуемо должен был перерасти в конфликт мирового масштаба, в мировую войну. Это и произошло в 1914 году - началась Первая мировая война, вызвавшая радикальные изменения в мире и полностью изменившая и политическую, и экономическую карту Земного шара. Мир вошел в эпоху глобальной дезинтеграции.

 
 
 
Самое популярное на сайте...
  • Город-государство Ватикан
  • Королевство Швеция
  • Путеводитель по Берлину
  • Карта ISIC
  • Work & Travel - отдых в США
Copyright © 2012 - All Rights Reserved - www.day-travel.ru