• Главная
  • Новости
  • Материалы
  • Список страниц

Day-Travel.ru

Путеводитель в мире путешествий
Путешествие - это таинственный мир, который каждый из нас хочет изучить целиком, забрать с собой яркие и теплые воспоминания, жить ими, а потом возвратится вновь…

Меню сайта

  • На главную
  • Путеводители
  • Советы путешественникам
  • Новости туризма
  • Туристические маршруты
  • Статьи о туризме и путешествиях
  • Студенческий туризм
  • Туризм, отдых, география
Имущественное и социальное расслоение свободных общинников.

Структура вавилонского общества в эпоху Хамурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. В законах проводится резко ощутимая граница между свободными гражданами и рабами.

Свободный полноправный гражданин именовался “авилум

” - человек. Но свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне - общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Судебник Хамурапи лишь в одной из статей различает “человека, высшего по положению

” и “низшего по положению

” и определяет разную степень их ответственности за совершение проступка. Во всех статьях закона защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев.

Поскольку основную массу населения вавилонского общества составляли мелкие производители и мелкие собственники, дававшие в казну значительные налоговые поступления и обеспечивающие военную мощь государства, в законах нашли отражение и их права. Например, некоторые статьи защищают их от произвола ростовщиков: последним запрещалось самим забирать урожай в счет уплаты долга; регламентировался размер процентов на сумму долга (20% за взятое в долг серебро, 33% - за зерновую ссуду

); сурово, вплоть до смертной казни, каралось дурное обращение с заложником; долговая кабала ограничивалась тремя годами. Однако приостановить процесс расслоения мелких производителей было невозможно: этот класс постепенно распадался , пополняя, с одной стороны, класс рабовладельцев, с другой - рабов.

Старовавилонские деловые документы сохранили ряд сделок, где фигурируют имена крупных ростовщиков, например Бальмунамхе из Ларсы, который часто совершал обмены и покупки садовых участков, видимо, округляя свои владения, приобретал целинные земли, перекупал рабов, скупал у нуждающихся матерей их детей. Нередко также совершались сделки по найму на работу детей и младших братьев обедневших сограждан.

Кроме свободных в вавилонском обществе имелась такая категория, как мушкенумы. Термин “мушкенум

” переводится как “склоняющийся ниц

”. Мушкенумы работали в царском хозяйстве. Утратив связь с общиной, они не имели земли и собственности, а получали ее за царскую службу в условное владение, к тому же обладали ограниченными гражданскими правами. Членовредительство в отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении свободных применялся принцип “талиона

” (“око за око, зуб за зуб

”). Оплата лечения мушкенума была в два раза меньше, чем свободного человека, и т.д. Но из законов явствует, что мушкенумы владели имуществом и рабами, их права как собственников строго защищались, при этом имущество их рассматривалось наряду с собственностью дворца, на службе которого они состояли.

 
 
 
Самое популярное на сайте...
  • Город-государство Ватикан
  • Королевство Швеция
  • Путеводитель по Берлину
  • Карта ISIC
  • Work & Travel - отдых в США
Copyright © 2012 - All Rights Reserved - www.day-travel.ru