• Главная
  • Новости
  • Материалы
  • Список страниц

Day-Travel.ru

Путеводитель в мире путешествий
Путешествие - это таинственный мир, который каждый из нас хочет изучить целиком, забрать с собой яркие и теплые воспоминания, жить ими, а потом возвратится вновь…

Меню сайта

  • На главную
  • Путеводители
  • Советы путешественникам
  • Новости туризма
  • Туристические маршруты
  • Статьи о туризме и путешествиях
  • Студенческий туризм
  • Туризм, отдых, география
Промышленность.

Уже в 50-е годы ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке, сумев правильно использовать складывавшуюся конъюнктуру. ФРГ входит в состав ведущих держав капиталистического мира. Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место после США и Японии по объему промышленного производства, является главным экспортером товаров и услуг.

В настоящее время Германия прочно удерживает ведущее место во внешнеэкономических связях России. Это обусловлено общим историческим фоном российско-германских отношений. Они стали активно развиваться с начала XVIII века, когда Петр I приступил к проведению политики глубоких экономических реформ. Новый импульс экономическому взаимоотношению двух стран был дан процессом индустриализации в России после отмены крепостного права в 1861 году, который потребовал резкого увеличения импорта из стран Запада средств производства. Только в период с 1860 по 1870 год германский экспорт в Россию возрос в 3,7 раза, а российский в Германию - более чем в 3 раза.

Бурный процесс расширения и углубления экономических связей продолжался впредь до Первой мировой войны. Уже в последние трети XIX века германский капитал основательно внедрился в российскую промышленность, железнодорожный транспорт, торговлю и банковское дело. В период между двумя мировыми войнами развитие экономических связей также протекало достаточно успешно, хотя было осложнено общей политической обстановкой.

После второй Мировой войны ФРГ первой вступила на путь структурных преобразований своей промышленности. Это было вызвано не только потребностями научно-технического прогресса, развитием международного разделения труда, но и специфическим фактором - расколом Германии на два самостоятельных государства и, как следствие, - диспропорциями в структуре ее экономики. В послевоенный период быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность. Среди ее отраслей вперед выдвинулись отрасли, производящие инвестиционные товары: химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, электротехника, авиастроение, точная механика и оптика. Также развивались новые отрасли - производство пластмасс, синтетического волокна, электронных приборов. Развитие экономики способствовало повышению жизненного уровня населения.

За эти годы ГДР быстро выдвинулась на первое место среди торгово-экономических партнеров СССР. За 10 лет ФРГ обогнало Англию по объему промышленного производства и заняла второе место в капиталистическом мире после США. По завершению стадии восстановления экономики, в ФРГ наступил подъем, длившийся до лета 1966г., а затем началось заметное замедление темпов и спады в экономике.

В 1966-1967г. западногерманская промышленность пережила общий кризис перепроизводства, выпуск продукции упал на 6%, но еще более глубокий и продолжительный кризис был в 1974-75г., вызвавший сокращение промышленного производства на 12%. В послекризисный период неустойчивость в экономическом развитии ФРГ возросла, проблемы обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами осложнились.

Отношения СССР с ФРГ были очень сильно осложнены реалиями "холодной войны". Но с подписанием 5 июля 1972 года долгосрочного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве ситуация в корне начинает меняться в положительную сторону. Был выработан целый пакет советско-западногерманских договоров, соглашений и других нормативных актов, создавших довольно прочный фундамент для экономического сотрудничества между СССР и ФРГ. И с начала 70-х годов ФРГ прочно заняла место главного торгового партнера СССР среди государств.

С 1980г. экономика ФРГ снова пережила циклический кризис. Кризис затронул почти все основные отрасли индустриального производства. Темпы прироста промышленности снизились с 5,5% в 1979г до 0,3% в 1980г.

1982 год стал переломным в развитии ФРГ. Вплоть до 1984 года товарооборот продолжал неуклонно расти, его уменьшение в 1985-1987 годах обусловлено уменьшением импортных возможностей СССР из-за сокращения его валютных поступлений вследствие падения мировых цен на нефть. На исходе 80-х годов положение в западногерманской промышленности изменилось в лучшую сторону. В экономике страны всё явственнее обозначаются новые процессы в накоплении капитала: высокие темпы роста новейших отраслей, модернизация на новой технологической основе традиционных отраслей. Одной из предпосылок высокой конкурентоспособности западно-германских товаров является обновление продукции. Концентрация товарного экспорта на изделиях, свидетельствует о том, что в 80-е годы произошли структурные сдвиги не только в промышленности, но и в торговле, что находит отражение в структуре товарного экспорта ФРГ.

До 1987 года советское руководство по политико-идеологическим мотивам не допускало прямых иностранных инвестиций на своей территории, в том числе в форме совместных предприятий. Но к началу 90-х годов ситуация меняется коренным образом:

- к началу 1992 года на территории бывшего СССР было зарегистрировано около 800 СП с участием германского капитала.

Большим внешнеэкономическим потенциалом обладают и новые земли. В целом в 1990 году объем экспорта объединенной Германии составил 680 млрд. марок, импорта - 573 млрд. марок. Доля территории бывшей ГДР составила соответственно 38,1 и 22,9 млрд. марок.

В настоящее время деловые и правящие круги Германии проявляют ярко выраженный позитивный подход к развитию экономического сотрудничества с Россией и другими государствами СНГ. В целом сотрудничество имеет в целом хорошие перспективы.

Особенно сильные структурные изменения происходят в машиностроительном комплексе, который является основой международной специализацией ФРГ и имеет определяющее функциональное значение для всей экономики страны.

Промышленность остается опорой германской экономики, в экономической жизни она играет роль "поворотного круга". Ее доля в ВВП - по сравнению с другими странами Европейского Союза и США - сравнительно высока. В 2001 г. на примерно 49.000 промышленных предприятий трудились почти 6,4 млн. человек. Их оборот составил около 1,35 трлн. евро. Более трети произведенной продукции идет на экспорт. На почти 98% всех предприятий работают менее 500 человек, т.е. это мелкие и средние предприятия. На их долю приходится почти 40% рабочих мест в промышленности и 33% оборота в этой отрасли.  

 За последние годы удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений ее доля в ВВП в период между 1970 г. (западные земли) и 2001 г. снизилась с 51,7% до 23,8%. При этом в ВВП резко возросла доля услуг, предоставляемых государством и частным сектором. Доля услуг, предоставленных в 2001 г. государственным и частным секторами, составила 20,2% ВВП. Доля услуг, предоставленных торговлей, гостиничным хозяйством и транспортом - 18,7 % Доля финансовых, арендных и предпринимательских услуг составила 31%. Такие переживающие большой подъем промышленные отрасли, как производство информационной и коммуникационной техники или авиационная и космическая промышленность не смогли компенсировать свертывание "традиционных" промышленных отраслей, например, текстильной и сталелитейной промышленности.  

 2,6 млн. человек из всех занятых в промышленности работают на предприятиях, насчитывающих свыше 1.000 работников. В целом на маленькую группу крупных предприятий приходится около 51% общего оборота промышленности. Во всем мире известны, а часто также имеют свои филиалы, производственные или научно-исследовательские мощности такие фирмы, как автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler-Chrysler, химические концерны Aventis, Bayer, BASF, электротехнический концерн Siemens, энергетические концерны E.ON и RWE или группа Bosch.   

 

Федеративная Республика Германия – страна современной высокоразвитой индустрии. На фабриках и заводах работает её каждый второй житель, занятый в хозяйстве. Промышленность даёт более половины валового национального продукта, от неё зависит экономическое положение страны. Заводы и фабрики есть в ФРГ повсюду. Ото и крупные индустриальные скопления, такие, как задымленный Рур или гигантские верфи и нефтеперерабатывающие заводы Гамбурга, и новые  предприятия электроники и химии в сельской местности, или, как говорят в ФРГ, «на зелёном лугу».

     Символами новой промышленности Германии становятся серебряные корпуса атомных электростанций, лёгкие конструкции заводов электроники, лабиринты трубопроводов на почти безлюдных предприятиях  нефтепереработки или нефтехимии. В настоящее время основным фактором развития и «преобразователем» стала научно-техническая революция. Она проявляется во всём: в ломке промышленной структуры, в индустриализации сельского хозяйства, в резком увеличении затрат на науку и образование, в росте престижа и притягательности центров научно-технического прогресса. Но процесс этот сложный. Научно-техническая революция началась в ФРГ на 10-15 лет позже, чем в США. Поздний старт заставлял монополии Западной Германии перестраиваться более быстро и позволял использовать опыт других стран. До середины 60-х годов развитие индустрии можно было назвать «наукоэкономящим», затраты на науку и образование были небольшие, набор экспортной продукции оставался более или менее традиционным: станки, электрооборудование, автомашины. С середины 60-х развитие индустрии стало более интенсивным,  происходят быстрые перемены в структуре промышленности и экспорта.

      Однако не все области индустрии находились «на волне»; энергично развивались новые и новейшие, многие же старые переживали кризис и свёртывались. В западной Германии 50-х годов ещё доминировал угольно-металлургический комплекс и тяжёлое машиностроение. Но за 1950-1970 гг. во много раз выросла нефтепереработка, химическая промышленность, машиностроение, электротехника. Были созданы совершенно новые отрасли – электроника, авиаракетная, атомная техника и атомная энергетика. Доля новых и новейших отраслей выросла почти вдвое. Лицо германской индустрии определяет теперь нефтепереработка, электротехника и автомобилестроение.

      От этих отраслей зависит ныне положение ФРГ на внешних рынках. На экспорт идёт более 40 % автомобилей, 30 % химикатов, более 20 % изделий электроники и электротехники. По вывозу автомобилей и многих других изделий ФРГ занимает первое место в мире.

         Научно-техническая революция усилила концентрацию производства: выживали в конкурентной борьбе лишь сильнейшие монополии. Каждый четвёртый рабочий и служащий занят на предприятии, принадлежащем какой-либо из 25 ведущих монополий ФРГ. Четыре концерна – Тиссена, Гёша, Круппа и «Зальцгиттер АГ» - контролируют ныне 9/10 оборота чёрной металлургии. «Большая четвёрка в автомобилестроении («Фольксваген», «Даймлер-Бенц», «Опель» и «Форд») даёт около 9/10 автомашин. И так во всём: 15 концернов универмагов контролируют 1/3 всего оборота торговли. Семь монополий пищевой промышленности оставили своим конкурентам на рынке «мини-часть», равную 7 %.

      Научно-техническая революция изменила многое в снабжении ФРГ сырьём, а значит, в размещении промышленности. Импортные нефть и газ потеснили местный уголь; вместо местной руды из рудников Зигерланда или «соседней» руды французской Латаринлгии начался массовый импорт более качественной заморской руды из Либерии и Бразилии. Близость к углю, Руру раньше была чуть ли не важнейшим фактором размещения производства. Сегодня условия снабжения топливом изменились, уголь уже не главный вид топлива; вся территория страны пересечена нефтепроводами, цены на мазут практически одинаковы везде. Для развития промышленности стало важным близость к путям доставки сырья  и топлива извне. Индустрия в последние годы двигалась к морю, навстречу потокам импортного сырья, и в сельскую местность – в поисках наиболее дешёвой рабочей силы.

На размещение промышленности стало создание новых центров науки и образования, к которым тяготеют новейшие отрасли. Кроме старинных университетов в Гамбурге, Кёльне, Мюнхене или традиционных тихих университетских городов Геттингена, Гейдельберга, Тюбингена появились новые центры образования: Рурский университет в Бохуме, университет в Дюссельдорфе, Касселе, Констанце; возникло несколько научно-сследовательских центров-монополий.

     Итак, отдельные отрасли хозяйства развивались неравномерно; в результате имеются высокоразвитые и бедствующие районы.

     Большое изменение претерпело топливно-энергетическое хозяйство. Если раньше топливной базой в ФРГ служил уголь, то в настоящее время свыше половины всего перерабатываемого топлива составляет нефть. Более чем на 9/10 это импортная нефть из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Она поступает по нефтепроводам от Роттердама и Вильгельмхафена к Кёльну и от средиземноморских портов на юго – Западе и Юг ФРГ. Собственная добыча составляет всего 5 млн. тонн. Более 70% нефтепереработки контролируется американскими и английскими монополиями. Старый центр нефтепереработки – Гамбург, а новые возникли во внутренних районах – Рейнско-Рурском, Юго-западе и в Баварии. Однако потребности страны всё равно не удовлетворяются, поэтому часть нефтепродуктов ввозится. Свои источники газа в ФРГ также невелики – лишь в районе Эсланда на северо-западе. Когда-то газовое хозяйство базировалось на каменном угле, но теперь происходит его перестройка на природный газ, а это означает увеличение импорта. Резко сократилась в ФРГ добыча каменного угля. Угольный концерн «Рурколе АГ», в руках которого почти вся добыча в Руре, работает с убытком. Довольно стабильной остаётся добыча бурого угля. Бурый уголь имеет надёжных потребителей – электростанции и брикетные фабрики, а главное, это самый дешёвый вид топлива в ФРГ. Основная часть его добывается в четырёх карьерах Нижнерейнского (Кёльнского) бассейна. Добыча ведётся открытым способом и полностью механизирована.

    

    • Чёрная металлургия.
    • Цветная металлургия
    • Энергетика
    • Автомобильная промышленность.
    • Машиностроение и производство промышленного оборудования.
    • Судостроение.
    • Химическая промышленность.
    • Авиакосмическая промышленность.
    • Электротехника
    • Пищевая промышленность
    • Текстильная и швейная промышленность
    • Другие отрасли промышленности
    • Биотехнология
    • Экологически чистые технологии
    • Промышленные и торговые палаты

     
     
     
    Самое популярное на сайте...
    • Город-государство Ватикан
    • Королевство Швеция
    • Путеводитель по Берлину
    • Карта ISIC
    • Work & Travel - отдых в США
    Copyright © 2012 - All Rights Reserved - www.day-travel.ru